Site icon

Коронавирус и Экономика

Что мы знаем о вирусе (см. сноску 1 внизу с полезными ссылками)

Без ограничений и карантина, вирус распространяется со скоростью, при которой количество больных удваивается каждые 6-7 дней в первые месяцы эпидемии. После этого распространение потихоньку замедляется из-за того, что значительная доля населения уже заражена.

Заболеть может практически каждый. Ожидается что вирусом может переболеть 20-60% населения земли, в каждой стране. Выздоровевшие скорее всего обладают иммунитетом, по крайней мере частичным.

Болезнь длится в среднем 2 недели, и почти всегда с симптомами (последовательно кашель, температура, усталость, мышечные боли, воспаление легких), которые нарастают постепенно. Инкубационный период около недели, в течение которого человек может быть уже заразный.

15% заболевших нуждаются в госпитализации (фиброз легких, сложности с дыханием, нужен дополнительный кислород), 5% нужна интенсивная терапия (интубация). Около 1% заболевших умирает — при этом 0.2% до 40 лет и существенно выше после 60 лет и среди групп риска с ослабленным иммунитетом или ослабленными легкими, в том числе от курения (до 10%). Дети до 10 лет почти не болеют симптоматически и еще не было ни одного случая смерти, но это не означает, что они не могут передать вирус окружающим. Женщины выздоравливают с большей вероятностью, чем мужчины, но это скорее всего во многом связано с тем, что мужчины больше курят (в тех данных, которые сейчас есть).

При переполненных больницах умирает существенно больше – 3-5% из-за невозможности оказывать всем помощь, потому что доктора работают в три смены, кончаются кровати, кислородные комнаты, интубационные машины, при этом из-за нехватки экипировки мед персонал тоже начинает заболевать. При 1% больного населения в большинстве стран медицинская система начинает переполняться. Доктора должны делать выбор, кого спасать, а кому не оказывать помощь.

До вакцины около 12 месяцев, вероятно больше. Хочется надеяться, что вакцина появиться раньше, но насколько я понимаю, такие ожидания необоснованы.

Простой подсчет

Исходя из семи-дневного периода удвоения случаев, начиная со 100 случаев, через 3 месяца будет миллион случаев и 10 тысяч смертей, примерно 100 тысяч новых случаев и 260 смертей в день. В этот момент медицинская система страны со 150 млн людей переполняется и смертность резко возрастает. Это конец первой фазы геометрического роста, после этого рост слегка замедляется (и следует логистической кривой), и эпидемия длится еще около года, пока большинство население не переболело. К концу года заболевает от 30 до 90 млн человек и в «оптимистическом» сценарии умирает около 500 тысяч человек (существенно больше при перегруженной медицинской системе). (Эта статья объясняет математику вируса и переполнения медицинской системы.)

Что происходит в первый месяц эпидемии? В первый день объявления эпидемии (100 наблюдаемых случаев) – новых случаев только 10, скорее всего никто еще не умер. Когда наступает первая смерть (примерно 17 дней спустя заболевания), случаев уже около 500 и новых случаев около 50, через неделю случаев 1000. Это выглядит не так страшно. Через месяц после первой смерти – 10 тысяч случаев и 20 смертей. «Только 20 смертей – посмотрите сколько умирает от гриппа каждый год!» Так устроен геометрической рост – сначала медленно и незначительно, потом очень быстро (хорошее иллюстрирующее видео). Мы ничего такого не видели при нашей жизни, больше всего это похоже на инфлюензу 1918-19 годов.

Карантин

Карантин, социальное дистанцирование и (само-)изоляция позволяют замедлить этот процесс, но тогда эпидемия длиться дольше — больше года, и соответственно карантин нужно держать дольше года. Жесткий карантин позволяет сдержать распространение полностью (как сейчас в Китае). Жесткий карантин – это когда выходить на улицу можно раз в три дня на три часа за продуктами, и при выявлении вируса человека изолируют (в том числе от семьи) в лазарет и держат там около 2-3 недель. (Статья про успешный опыт других Азиатских стран с менее жестким карантином.)

Поэтому карантин вероятно на год или больше, до того, как появится вакцина. Карантин необходим, чтобы не переполнить больницы, чтобы в свою очередь не увеличить смертность в 3-5 раз.

Три вопроса

Спасет ли нас лето (потому что при высоких температурах и влажности другие простудные вирусы умирают)? Никто точно не знает, но нет оснований на это рассчитывать с большой вероятностью.

Можно ли использовать Китайский жесткий карантин и закончить распространение полностью за два месяца, а потом остановить карантин? Ученые относятся к этой возможности скептически, но мы скоро узнаем (см. сноску 2 внизу про математические модели карантина). В частности, это решение предполагает закрытие границ, и как следствие огромное снижение международной торговли. Во многих странах эта возможность уже упущена, поскольку случаев слишком много, а тестирования мало.

Можно ли каким-то образом заразить молодых и низкие группы риска, чтобы их вылечить, выработать иммунитет, и тем самым снизить распространение и необходимость карантина? Звучит фантастически, но выглядит, что Великобритания серьезно разрабатывает такую стратегию (см. статью и популярный твит про Великобританию). Если в любом случае заболеют почти все, то такие варианты тоже должны серьезно продумываться, но они связанны с огромным риском, если расчёт окажется недостаточно точном и эпидемия выйдет из-под контроля.

Последствия карантина для экономики

Что означает карантин в данном случае? Это практически полностью закрытая сфера персональных услуг – рестораны, гостиницы, кинотеатры, музеи, спортивные залы, спортивные мероприятия, университеты, школы, транспорт, туризм и т.д. Это затрагивает порядка 20-30% экономики и рабочих мест. Кроме того, это заморозка многих инвестиционных проектов, в том числе строительства и потеря части этого большого сектора экономики. При жестком карантине дополнительно закрывается производство, фабрики и заводы.

На как долго? Возможно на год. Это означает возможное падение ВВП в этом году на 10-20% – самая большая рецессия с Великой депрессии 1930х. Этот потерянный ВВП уже не восполнится, но можно рассчитывать на достаточно быстрое восстановление, когда эпидемия и карантин закончатся.

Что насчет безработицы? Сложно себе представить. Во многом зависит от того, насколько быстро фирмы начнут увольнять людей и закрываться. Это в свою очередь зависит от того, насколько активно государство будет помогать им. В экономике с большой долей государственного сектора, как в России, это сделать проще, поскольку государство само контролирует рабочие места, и может их не закрывать. В более рыночных экономиках – государство должно разрабатывать более сложные механизмы поддержки экономики, которые в обычное время (и даже во время обычных рецессий) не используются.

Это не обычная рецессия с нехваткой спроса – спрос вполне может быть большой, просто люди не могут потреблять то, что они хотят из-за карантина, и снижение налогов или процентной ставки не столь эффективно, как в обычную рецессию.

При пике заболевания, около 10-20% населения могут носить вирус – это дополнительный эффект на экономику если столько людей выбывает из рабочей силы и не могут работать. Важно, чтобы государство помогало покрыть медицинские расходы и выплачивало частичные медицинские компенсации тем, кто не может работать из-за вируса (напрямую или из-за закрытых школ, болеющих родственников).

Для России дополнительный эффект от низких цен на нефть – из-за падения спроса на транспорт, в особенности перелеты, поскольку самолеты являются большими потребителями бензина.

В чем сложность выбора

Чем строже карантин, тем меньше единовременных больных и меньше перегрузка системы здравоохранения, но тем больше экономические потери. (Вот отличная статья об экономических эффектах карантина.) При этом экономические потери во многом за счет того, что фирмы закрываются и/или увольняют работников, банки не выдают кредиты и банкротят своих должников и т.д. – это приводит еще к большему кризису. Государственная политика должна сгладить этот дополнительный эффект, но от кризиса избавить не сможет, просто потому что спрос на большую часть услуг на время снизится почти до нулю. Государство должно помочь банкам и фирмам не обанкротиться, а также выплачивать пособия безработным и т.д. Чем меньше закрывшихся фирм и уволенных людей, тем проще будет экономике восстановиться после эпидемии. Основная цель государственной политики — избежать массовых увольнений и банкротств.

Есть еще одна важная роль для государства. Скорее всего будет переполнение больниц. Поэтому нужно срочно строить новые больницы. В Китае новые больницы были построены за две недели, у других стран было (есть) намного больше времени. Кроме того, нужно массово тренировать новый больничный персонал. Кроме того, нужно производить большое количество защитной экипировки для мед персонала (масок, перчаток и т.д.). Эти меры помогут экономике – как крупный инвестиционный стимул, так и для прямого уменьшения безработицы (открытия рабочих мест в медицинском секторе). При большем количестве больниц и мед персонала можно делать менее жесткий карантин.

Большой вопрос – оптимальный уровень карантина. Очень жесткий на несколько месяцев в надежде полностью остановить вирус? Жесткий и на долго? Или просто дать людям быстро переболеть? Поскольку страны экспериментируют с этим выбором, то у нас скоро будет представление, что оказалось более эффективным.

Для эффективности карантина нужна эффективная система тестирования вируса, как в Азиатских странах. Кроме того, карантин более эффективен и нужен в меньшем количестве в странах, где высокая культура самоизоляции и уважения к правилам. Важно осознавать, что носители вируса несут ответственность изолировать себя, чтобы не заразить других. При таком сознательном поведение государству не придется вводить более грубые меры по карантину, по крайней мере не так быстро. Это позволит замедлить резкое падение экономики.

Что нужно делать?

Не паниковать, но иметь разумные ожидания. Вирус действительно не самый опасный – почти все его переживут. Но этот год будет сложным для экономики. Роль государства и больших игроков (частных фирм и некоммерческих организаций) в преодолении кризиса будет очень значительной. Две главные задачи – замедлить переполнение медицинской системы и снизить глубину безработицы. Разумное и сознательное поведение каждого из нас позволит снизить глубину кризиса – как медицинского, так и экономического. Невежество и эгоизм могут сильно ухудшить глубину обоих кризисов. Сейчас каждый из нас несет ответственность за то, что произойдет.

Олег Ицхоки
Профессор экономики
Принстонский университет и Университет Калифорнии в Лос Анджелесе

________________________________________________________

Ссылки на полезные статьи:

  1. Здесь и здесь собираются данные по коронавирусу по всем странам каждый день. Многие выводы сейчас основаны на данных из Китая, Южной Кореи и Европы. По поводу данных есть неопределенность из-за того, что вирус может вести себя по разному в разных странах – из-за разницы в структуре населения, количестве больничных мест, социальных норм. Здесь важная статья, объясняющая значение этих данных.
  2. В этой статье используется одна из стандартных эпидемиологических моделей с карантином. Результат временного жесткого карантина — отложенный пик заболеваний. Здесь можно поиграть с моделью.
Exit mobile version