how we ended up here

Нашла недавно запись в своем старом дневнике:

«11 марта, 2004г
Зайка, тебя взяли в 6 университетов. Первый был Принстон, ты кричал «Ужас, ужас!» Потом Columbia, Harvard, Stanford, MIT, Berkeley. Ты теперь решаешь, что тебе делать. А я думаю, ехать с тобой или нет. Столько трудностей и столько радостей. Если еду, то нужно жениться уже в июне. Кошмар!!!»

Так и началась наша новая жизнь, точнее мысли о переезде. Олег заканчивал РЭШ, преподаватели посоветовали ему податься на PhD (аспирантуру) в Америке, поскольку именно там находятся лучшие аспирантские программы по экономике. Олег подал документы в шесть университетов, совершенно не думаю о последствиях. Мы с ним на тот момент встречались уже четыре года, нам было по 22 года. Я работала первый год аналитиком в Нильсен и одновременно училась в магистратуре на экономе МГУ.

Впервые мысли о переезде пришли именно в тот момент, когда Олег, сидя за компьютером, стал кричать: «Ужас! Ужас!» Взяли его во все университеты, и не ехать учиться было глупо. Олег поехал на неделю в Америку, посмотрел на все университеты, выбрал Гарвард, и мы долго решали, что нам делать, ехать мне или нет, и если ехать, то когда. Решили, что первый год он проведет там один, пока я заканчиваю магистратуру, а после мы поженимся и уже поедем в Америку вместе. Уезжать мне как-то совсем не хотелось, помню как сейчас, что единственное, чему я была очень рада, что, наконец, выучу английский. В школе у меня был немецкий, а английский был только несколько лет в университете, где мы просто тупо заучивали экономические тексты.

Олег улетел в сентябре, и мы год жили на разных континентах, каждый день часами разговаривая по телефону. Олег приезжал в Москву несколько раз за этот год, и в последний раз приехал в мае уже с кольцом, чтобы забрать свою дагестанскую невесту в далекую Америку. Мы вместе организовали свадьбу, поженились в июне, съездили в свадебное путешествие в Италию, посетили всех моих родственников в Дагестане, вернулись в Москву, где я получила американскую визу, и улетели вместе в Америку в августе 2005 года.
У Олега уже была студенческая виза J-1, поэтому я получала визу J-2. Жутко боялись, что визу не дадут, поскольку до Америки я практически никуда заграницу не ездила, ну и с именем Магомедова Альбина Абдулганиевна было страшно, что откажут. Фамилию я, кстати, к тому моменту уже поменяла, именно из-за соображений, чтобы легче было получить визу. Визу дали без проблем. Олег специально получал J-1 визу, поскольку с визой J-2 я имела право работать в Америке после получения разрешения на работу (employment authorization), которое легко получаешь за несколько месяцев после приезда в страну. Многие наши друзья студенты получили F-1/F-2 визы, и по ним жена не имела права работать.
Олег первый год в Кембридже (город, через реку от Бостона, где находится Гарвард) жил в общежитии университета, но перед своим приездом мы сняли онлайн однокомнатную квартиру в университетском комплексе. В первые же дни съездили в Икею и закупили всю мебель в квартиру. И началась наша американская жизнь.
Олег ходил в университет, делал домашние задания, общался с профессорами и студентами… а я страдала. В Москве у меня была учеба, работа, друзья, родственники, привычная жизнь. Здесь не было ничего. На английском я не говорила совсем и жутко стеснялась даже заказать чашку чая в кафе. Сколько же было ссор у нас с Олегом, когда он заставлял меня хоть что-то сказать кому-то на английском, а я мычала в ответ, чтобы сам говорил. Несколько недель я походила на какие-то жуткие курсы английского, которые меня ничему не научили, а потом от скуки и безделья стала членом общества гарвардских жен, где мы (жены иностранных студентов) маленькими группками общались друг с другом. У меня тогда появились подружки француженка Альбане и японка Мико, и мы втроем общались как могли на своем ограниченном английском, и никто никого не стеснялся, потому что все говорили очень плохо.
Работы тоже не было. Перевестись из Нильсена в Москве в Нильсен в Бостоне у меня, к сожалению, не получилось. Нильсен Бостона просто как-то проигнорировал мою просьбу (зато с каким наслаждением через несколько лет я отказывалась от их многчисленных предложений уже на позицию вице президента).
Первые месяцев шесть были очень тяжелыми. Трудности все стандартные для любого переезда в новую страну. Ты чувствуешь себя совсем чужим, не понимаешь/принимаешь местную реальность и поведение людей, все кажется странным и чужим. Знаете, как я испугалась, когда мне впервые в лифте незнакомый человек сказал по-английски: «Привет! Как дела?» Я там стояла и в поте лица вспоминала, откуда же я могла этого человека знать. Это уже потом я поняла, что это тут норма – быть приветливым и общительным даже с совсем незнакомыми тебе людьми. Я знаю, что многие люди из России именно из-за этого считают американцев поверхностными и лживыми. Но это просто совершенно другой менталитет. Так же, как в России – хмурое лицо тетеньки в метро еще ничего не говорит об ее отношении к вам. И вот к таким мелочам нужно просто привыкнуть (конечно, к улыбкам легче привыкать).
Работу я искала около полугода, посылала каждый день десяток резюме в разные компании. Сначала искала все только по специальности (market research), но после длительных неудач начала искать уже совсем все подряд, от секретарш до официантов. За все эти месяцы меня пригласили только на 3-4 интервью, и вот в апреле 2006 года меня позвали на интервью по специальности в маленькую компанию. Сначала было телефонное интервью, где я сидела с уже заготовленными записанными на бумажках ответами на английском, и еще быстро искала в интернете слова, которых не знала. После телефонного интервью меня пригласили на пятичасовое интервью в офис, после которого меня взяли на работу. Помню, как самый главный дядечка в этом офисе посмотрел на мое резюме и весело так сказал: «Ты, наверное, очень умная, только вот язык надо подучить!» Меня взяли на самую низкую позицию в компании, которая была гораздо ниже моих способностей, но я была все равно очень рада. Когда я через восемь лет увольнялась, я уже занимала позицию выше того дядечки, который меня нанимал, и он на прощание с гордостью вспоминал, как он рискнул и взял на работу девочку совсем без знания языка, но с интересным резюме и с блеском в глазах. Мне очень повезло, что он хоть что-то знал про российское образование, поэтому мой средний балл в 5.0 в МГУ и медали в математических и литературных олимпиадах были не пустым звоном. Ну и конечно, опыт работы в большой корпорации Нильсен тоже сыграл свою роль. Но о карьере я отдельно напишу, и о языке тоже, о том, как можно использовать свой акцент и несовершенное знание языка в свою пользу.
Вот так вот мы и начали осваиваться в новой стране: Олег учился, я работала, вечера мы проводили либо вдвоем либо с нашими новыми русско-язычными друзьями из Гарварда. По России мы оба очень скучали, особенно первый год, но как-то потихоньку скучать перестали, и стали любить свою новую жизнь, новую страну. Я, вообще, заметила, что год – это такой срок, после которого тебе становится комфортно в среде. Это касается и страны, и работы, и отношений.
Много вопросов было про страховку. Тут все просто, сначала у нас у обоих была страховка от Гарварда, а потом уже с моей работы. Обычная такая страховка, когда у тебя из стипендии/зарплаты вычитают какую-то сумму каждый месяц, и после почти все медицинские визиты и процедуры покрываются этой страховкой.
Еще были вопросы про финансы. Мы с Олегом оба из совсем небогатых семей, поэтому никаких сбережений у нас не было. Олег первый год в Гарварде экономил и собрал деньги из своей стипендии мне на кольцо и на нашу свадьбу. А потом мы жили на его стипендию (около $30тыс в год) и мою первую зарплату ($42тыс в год). Нам этого было предостаточно, мы даже машину смогли купить на следующий год после приезда, но многие студенческие семьи жили только на одну стипендию, поскольку жены никак не могли найти работу.
После того, как Олег окончил аспирантуру в 2009 году, он уже активно вовлекся в академическую жизнь и хотел заниматься только наукой, поэтому и работу искал в самых сильных университетах, почти все из которых находятся в Америке. Вопрос возвращаться в Россию или нет перед нами уже не стоял, потому что это такой абсурдный шаг для его карьеры (лучший университет Европы по экономике – Лондонская школа экономики – примерно на уровне 10-12-го университета в США, а лучшая программа в России – РЭШ – примерно на уровне 40-50-го). Может быть, лет через 5-10 мы приедем опять поживем в Москве, поработаем. В 2009 году Олега взяли профессором в Принстон, и я перевелась из нашего офиса в Бостоне в офис в Нью-Йорке.
Когда Олег получил работу, он получил рабочую визу H1-B от Принстона, а я получила свою отдельную рабочую визу от своей компании. Пару лет назад мы получили через Принстон грин карты, и скоро уже будем подаваться на гражданство, поскольку уж очень надоело получать визы во все страны, когда путешествуешь. Лизка наша родилась в Принстоне, и автоматически стала гражданкой Америки, русский пасспорт у нее тоже есть.
Много вопросов было про жизнь в Америке, как все отличается от России. Думаю, это совсем отдельный пост, поскольку это уже не про переезд, а просто про жизнь в разных странах. Я в самом начале, когда только переехали, об этом немного писала (смотрите посты под тэгом USA), но сейчас, конечно, восприятие страны сильно поменялось и я про это обязательно напишу, что нравится, что нет. А теперь вот парочка советов для тех, кто надумал переезжать:

  •      Сразу скажу, что если у вас уже есть причина переезда – работа или учеба, то вы и так все должны сами знать. Тут главное – получить нужную визу и решить, где именно жить. В Америке стоимость жизни сильно варьируется от места жительства, есть очень дорогие места (центр Нью-Йорка или Сан-Франциско, например), а есть очень дешевые.
  •      Если же вы просто хотите пожить в Америке, но не знаете, как сюда приехать, тот тут несколько вариантов.
    1. Самый простой, но маловероятный – это выиграть грин карту в лотерее. Я знаю много людей, которые так переехали. Подробности все онлайн можно узнать.
    2. Второй вариант, если это актуально, это учеба в Америке. Здесь самое лучшее образование в мире, так что это еще и инвестиции на всю жизнь, даже если после учебы вы вернетесь обратно. За бакалавриат, мастерскую программу или бизнес школу придется платить большие деньги, на аспирантской программе наоборот платят вам, но сюда сложнее попасть, ну и вообще, в аспиратуру нужно идти, если вы хотите заниматься наукой после. При подаче документов важно иметь за спиной впечатляющее академическое резюме и рекомендации от людей, которые хоть как-то известны за пределами России.
    3. Третий вариант – приехать по работе. Если вы студент, то можно попробовать поработать несколько месяцев по программе Work & Travel – хороший способ узнать страну и выучить язык. Если же вы хотите приехать надолго, то можно начать со своей компании в России и понять, можно ли перевестись в иностранный офис, но тут успех сильно зависит от компании. У меня не получилось. Еще можно податься напрямую в американские компании из России, но здесь у вас должно быть абсолютно выдающееся резюме, чтобы вас согласились не просто взять на работу, но и оформить рабочую визу, а после и грин карту.
    4. Вероятно, есть еще другие варианты, про которые я мало что знаю.
  •     Адаптироваться поначалу будет сложно, особенно, если вы очень привязаны к своим родственникам и друзьям, которые остаются в России. К стилю жизни привыкаешь быстрее, поскольку есть много всего хорошего, а к хорошему привыкать легко, но это сильно зависит от человека – мы уже через года-два почувствовали, что это наш дом, другие живут десятилетиями и страдают.
  •      Ну и последнее, что наверное странно от меня слышать, но клин светом на Америке не сошелся. Жить хорошо можно в любой стране, особенно если вы отличный специалист. В Америку мы переехали почти случайно, могли переехать в любую другую страну, могли вообще не переезжать, и думаю, везде были бы довольны своей жизнью. Тему эмоционального комфорта жизни в стране в целом я тут не затрагиваю; не знаю точно, как бы мы себя чувствовали, если бы сейчас жили в России, но думаю, что нервничали бы очень сильно по поводу всего, что происходит, и особенно, будущего наших детей.

Ну вот вроде и все. Пишите, если есть еще вопросы. Про разницу жизни в Америке и в России и про построение карьеры я еще напишу.

29 thoughts on “how we ended up here

  1. Хотелось бы скорее услышать про изучение языка) наверное, он к вам пришел уже на работе? Мы в США 2 года, но английский как-то застрял, я все еще тешу себя мыслью, что он наладится, когда я смогу работать

    1. Мне тоже интересен этот вопрос. Я тоже в Америке уже 2 года и язык совсем плох. Сейчас мне кажется нереальным, что когда-либо я смогу говорить свободно, так как английский я вообще никогда не учила. Правда стоит признать, что понимать я стала язык намного лучше, но это капли в море.

      1. А какой у Вас круг общения, если не секрет? Для совершенствования языка нужна практика, практика и еще раз практика. Моя приятельница живет в Америке пятый год, муж – американец, но все подруги – русскоязычные и уровень языка у нее очень слабый.
        Главное – не бояться и разговаривать со всеми как можно больше. Сами не заметите, как начнете думать на английском

      2. У меня маленький ребенок почти 2-х лет, собственно я переехала сюда глубоко в положении. В связи с этим с кругом общения как-то не сильно бодро складывалось, то я была увлечена совсем малышом, то страдала от невозможности сказать что-то отличное от спасибо и глупо улыбалась (как же ситуации в истории Альбины знакомы). Потом мы умудрились переехать в комплекс где живут одни индусы, а они толком с детьми не гуляли и перемещались группами человек по 10, болтая на своем 🙂

        Муж работает дома сейчас, что тоже не способствует социализации. Так что первые местные друзья у нас только-только появились 🙂 Ну и на площадке каждый день стараюсь с кем-то поболтать – хотя это стоит мне больших моральный сил.

      3. А Вы не бойтесь болтать. Как только начнете выходить из зоны комфорта, так сразу начнет получаться. Начните с малого – просто ведите small talk, когда кофе или чай покупаете или продукты в супермаркете.
        Поверьте, нам часто кажется, что другие нас могут не понять, акцент сильный и тп. Это все в нашей голове, большинству людей – все равно. К тому же сейчас уже в любой стране есть иностранцы. Умный – поймет и поддержит, а глупый… Ну что с глупых взять.
        Удачи Вам с совершенствованием языка. Уверена, года через два будете смеяться над своей неуверенностью

      4. Спасибо Вам большое за добрые слова 🙂 Я стараюсь и верю, что все получится 🙂 Уже стало значительно лучше и проще мне тут.

      5. язык

        У меня язык “пошел”, после того как я начала здесь учиться. Язык учить ради языка не легко. А вот что-то учить на английском, даже плохом, другое дело. Приходит странное открытие, что мы способны на большее. Идите туда(любые курсы), где вас будут “гонять” (оценки, и т.д.) Стресс, конечно же, но это того стоит. Качество жизни улучшится.

  2. Отличный пост

    Прямо ностальгия накатила, вспоминая, как мы с Надей приехали сюда 10 лет назад похожим образом. Спасибо.

  3. Жить, конечно, можно в любой стране, но возможности при этом будут очень разные. После нашей поездки по штатам мы всерьез задумались о переезде и сейчас ищем возможность.

  4. Prjam kak wi wsjo pereshila w perwii god. Mi s Germany w New Zealand god nazat pereehali. Mush srazu rabotat natshal (on engineer). Tiper hatshu utshitsja iti utshu english tut blin zeluju kutshu testow sdawat nado.

  5. как всегда, читается на одном дыхании. Спасибо, что делишься! Очень интересно. А братик твой пока доволен в России или тоже планирует переезд?

  6. С языком очень круто, мы приехали после обучения английского в школе и МБА на английском, и всё равно первый год было очень тяжело в этом плане, особенно с работой, где communication – 70 процентов успеха. сильно помог тренер по уменьшению акцента.

  7. Альбина, спасибо Вам большое. Очень интересный и информативный пост! Очень жду рассказа о Вашей карьере!

  8. Альбина, а у вас с J визой было условие пребывания в течении 2х лет в России после визы? И если да, то как вы от него ушли? А если нет, то тоже почему? Спасибо!

    1. Такое условие зависит от того, кто “оплачивает банкент”. Если это какие то гранты – можно попасть на галочку в документах. Но большинство, как семья Альбины, получают стипендию напрямую от университета и даже не знают, о чём вы спрашиваете

  9. Скорей, скорей про карьеру!)) Захожу сюда несколько раз в день, очень-очень жду :))))

  10. ох как давно это было!
    классно было прочитать и снова погрузиться.
    изучение языка, начало работы, новая страна, яркие воспоминания просыпаются :)))

  11. Альбина! Очень интересно! Спасибо тебе за добрые, искренние и интересные рассказы! А можно Олега твоего попросить рассказать о Дитоне? Мне кажется, что Дитон не только выдающий ученый (что абсолютно несомненно), но и очень хорощий человек и коллега 🙂 И Олега поздравляю тоже с большим событием на кафедре!!!!!!!!!

  12. Как интересно написано:) молодцы вы, и особенно ты. восхищаюсь твоей целеустремленностью и карьерным ростом. меня, как и других тут отметившихся,  тоже унесло в первый год в Америке:)
    мне повезло, я была в команде, плюс учеба и у меня не было выбора, надо было язык выучить быстро. ну и круг общения у меня сразу образовался англоязычный, тк я практиески целый день носилась с уроков на тренировки и обратно. сложный был год во всех смыслах. мне было 19 и я была совсем одна 🙁

  13. Вы так интересно пишите,что оторваться нельзя!Спасибо,что делитесь историей вашей жизни.

  14. Факты вашего переезда мне были уже известный, потому прокомментирую только заключительную часть… вы были бы другими сейчас, совсем другими, если бы это десятилетие провели “там”, а не “тут”.

Leave a Reply